Правила обновлены. Новое выделено красным цветом.
Для нашей игры важно не только то, как оно было, но и то, как об этом рассказали.
Поэтому все важное происходящее должно быть зафиксировано словом, облечено в Речь – и таким останется в истории.
Для того, чтобы отличать обычные байки и враки от Речей, которые задают реальность, и написаны эти правила.
Правила регламентируют особые виды Речей, но не запрещают произносить Речи и по другим поводам, более того, приветствуют. Если вы хотите произнести Речь, не описанную ниже, придумайте иной зачин, чтобы её нельзя было спутать с регламентированной.
Важно: мало просто сказать. Речи, произносимые персонажами, обозначают направление их дальнейшего действия. Если вы хвалите – то обозначает свою признательность и готовность на ответное доброе действие, если хулите – то предупреждаете, что теперь вы враг тому, кого хулите, и намереваетесь отомстить, если свидетельствуете что-то – то обозначаете готовность взять на себя ответственность исполнить обещание или же принять последствия его неисполнения.
Речи на игре делятся на четыре вида:
- Речи хвалы и хулы, славящие героев и хулящие злодеев (произносятся игроками и в редких случаях игротехниками-аэдами)
- Речи во славу Ареса и Афины (произносятся игроками во время боевых действий)
- Свидетельства: клятвы, обещания, зароки, свидетельства.
- Вести. Речи во славу всевидящего Гелиоса (произносятся игротехниками, информируют о важных событиях, произошедших вне данной локации)
Во всех Речах должно быть обозначено имя того, кто их произносит. Просто начинайте с этого.
РЕЧИ ХВАЛЫ И ХУЛЫ
Всегда произносятся в публичном месте, при скоплении большого количества людей – не менее десятка – либо на главной площади города перед храмом. Всегда начинаются фразой-маркером «Слушайте, люди, правду о делах человеческих!»
Речи хвалы бывают двух видов:
• похвальба собственными подвигами
• прославление чужого подвига
Речи хулы может произносить только тот, кто пострадал от действий того, кого обвиняет
Речи, прославляющие чужой подвиг – и только такие – могут быть произнесены не только самим свидетелем подвига, но и храмовым жрецом или аэдом. От вас требуется заручиться его согласием и подробно рассказать о подвиге.
Речи хвалы всегда начинаются с призывания богов в свидетели: «Зевс всемогущий будь свидетелем моим словам о свершениях великих!» «Гера, белорукая госпожа, тебя призываю в свидетели хвалы моей спасителю, избавившему …» и т.д. Обычно в свидетели призывают либо «личных» богов, либо богов полиса, либо тех, кто более других подходят к случаю.
В хвалебной речи всегда звучит имя того, кого славят, либо, если так случилось, что вы не знаете имени – прозвище, которое даёт герою человек, рассказывающий о его подвиге. Лучше всего, если прозвище будет описывать человека внешне, так, чтобы встретив его, слышавшие о подвиге могли бы узнать: «Златоногая» – в золотых сандалиях, «Длиннокудрый кноссец», «Эгидоносец» – со щитом, «Покрытый шрамами» и т.д.
Речи хулы всегда начинаются с призыва Эриний (богинь мести) на голову злодея. В таких речах обязательно должно содержаться полное описание совершенного. Важно учитывать, что такая речь необратимо призывает богинь мести, и если они сочтут, что обвинение было лживым или несправедливым, то устремятся к тому, кто лжесвидетельствовал.
Речи хулы обязательно содержат имя того, кого проклинают.
БОЕВЫЕ РЕЧИ
Условия для произнесения боевых речей подробно описаны в боевых правилах. Существуют в двух видах:
• Речь перед началом любого боя (как одиночного, так и в боевке армий)
• Речь для добивания
Речь-зачин боя
Произносится одиночкой или группой, перед началом сражения. Минимальная длина такой речи должна позволить противнику вынуть своё оружие и щит или облачиться в доспех и выйти в поле, если это речь перед началом сражения армий.
Речь-зачин всегда начинается с прямого обращения к противнику, а затем продолжается прославлением Ареса или Афины (её стоит прославлять только если вы уверены в справедливости своего сражения). Например: «Кровь, что прольется сейчас, Арес, тебе посвящаю. Будет же острым мой меч, сильной рука, что противников сгубит!» и т.д. или же «Веди меня, Афина, в бой. Твоя эгида будет мне защитой от ударов вражеских, а сам я не посрамлю имени той, которую призываю в свидетели справедливого возмездия моему врагу!»
Обязательно содержит обвинительную часть, а также условия, которые выигравший получит в итоге. Например: «Я жаждал этого боя с тех пор, как узрел пояс, сотканный из шерсти тонкорунных коз и украшенный прекрасными камнями. Видят боги, этот пояс должен был достаться мне, а не тебе, недостойному! Отдай мне его – или я намотаю твои жилы на свой меч!» или «Недобрые замыслы твои я разгадал, презренный, и за всё зло, что ты замышлял против меня, быть тебе битому и ослепленному!» или «Слишком долго терпели мы власть никчемных афинян над нами, и теперь сами хотим властвовать над землями нашими. И в уплату долгих лет дани требуем отдать пять мер вина из хранилища афинских царей, а также деву, чьи волосы отливают медью, чтобы прислуживала нам на погребальном пиру!»
Речь для добивания
В случае, если добивание происходит по итогам сражения любого размера (убийство способом сильного), речь для добивания должна быть произнесена в полный голос, громко, так, чтобы её могли услышать случайные свидетели – и перед нанесением последнего удара. В речи должна быть отражена мотивация убийства. Например: «Отправляю тебя в Аид, презренный убийца моих сородичей-олимпийцев! Твоя кровь будет им там самым сладчайшим вином» или «Много зла причинил ты девам микенским, проклятый насильник, и мой меч остановит порочного!»
При этом истинная причина убийства может остаться тайной. Например: «Отправляю тебя в Аид, презренный убийца моих сородичей-олимпийцев! Твоя кровь будет им там самым сладчайшим вином, а жена твоя, наконец, станет моей»
В случае, если убийство происходило тайком (способом слабого), мотивация должна быть высказана при добивании напрямую, без утайки, но истинная причина может быть высказана вполголоса, только самому убиваемому, и это можно делать после нанесения последнего удара – т.е. после смерти.
СВИДЕТЕЛЬСТВА
Все свидетельства, кроме личных клятв, произносятся на площади города перед храмом или при скоплении людей не менее десятка.
Речь начинается с зачина «Свидетельствую перед богами/людьми» или «Свидетельствую перед богами и людьми» – все это градации серьезности вашего свидетельства. Например, давая клятву, резонно будет засвидетельствовать её перед богами и людьми, а давая обещание своей сварливой жене больше не пить – остановиться только на свидетельстве перед людьми. Ведь, в конце концов, люди могут и простить нарушение такого обещания, ведь стаканчик-другой вина – это же не конец света?..
Именно Свидетельства произносятся стороной, проигравшей битву, когда та обещает победителю дань.
Нарушение Свидетельства ведет к атимии (публичному позору). Атимия может быть проведена игроками самостоятельно, а может настичь обманщика игротехническими методами.
Нарушение серьезных свидетельств (клятв или свидетельств перед богами), даже если об этом не знают другие персонажи, зачастую приводит к Проклятию.
Клятва является самой сильной формой свидетельства. Давать её – опасно. Нарушать – смертельно опасно. Клянутся всегда призывая в свидетели богов или какого-то конкретного бога.
ВЕСТИ
Произносятся на главной площади города или в иных местах скопления людей.
Важно – все, что сказано в таких речах, с момента произнесения является общеизвестным фактом (все теперь знают, что Коринф завоевал Дельфы, что такой-то трус, потому что бежал с поля боя, что Афина благоволит такому-то и т.д.).
Фраза, маркирующая начало такой речи «Слушайте, люди, правду о том, что творится в Элладе!»